Очень интересное изложение. По ходу чтения:
Не только это место явно выдает божественный антропоморфизм в яхвизме, есть еще места в самом Пятикнижии, например, "взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. (Исход 24:9-11) - см. сравнение Разное отношение к образу Бога в источниках Пятикнижия. Филон не был первым, кто начал эту тенденцию, уже во Второзаконии (в Декалоге) можно узреть постепенный отход от древнего языческого еврейского антропоморфизма. Насчет даты происхождения Второзакония идут споры, классическая точка зрения - начата перед Вавилонским пленением ("нахождение" жрецами свитка).ladimir писал(а):Аллегорический метод, с т.з. Филона, должен был полностью очистить иудаистическую религию от древних суеверий, лишить еврейского бога Яхве последних черт антропоморфности. Ведь не смотря на все утверждения еврейских теологов о том, что Яхве нельзя увидеть, пророк Исайя, к примеру, явственно видит его, сидящего на престоле (Книга Исайи 6:1-5):
«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа».
Есть ряд других моментов для обсуждения, предполагаю открыть отдельную тему для обсуждения тезисов Вашей книги (можно будет отсюда выделить соответствующие сообщения в отдельную тему потом).