Таким образом, вполне ортодоксальное христианство может без всякого для себя ущерба вообще отказаться от ветхого завета – это ничуть не повлияет ни на его догматы, ни на картину мира в представлении христиан. Правда, в никейском символе содержится ссылка на писания. Однако – что интересно – эти писания никак не обозначаются – ни этнически, ни теологически. Причем, предсказания пришествия в мир «бога-спасителя» неоднократно встречаются в античной литературе в период возникновения христианства. Например, в «Буколиках» Вергилия:
ЭКЛОГА IV
Музы Сицилии, петь начинаем важнее предметы!
Заросли милы не всем, не всем тамариск низкорослый.
Лес воспоем, но и лес пусть консула будет достоин.
Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,
Сызнова ныне времен зачинается строй величавый,
Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.
Снова с высоких небес посылается новое племя.
К новорождённому будь благосклонна, с которым на смену
Роду железному род золотой по земле расселится
Дева Луцина! Уже Аполлон твой над миром владыка.
При консулате твоем тот век благодатный настанет,
О Поллион! – и пойдут чередою великие годы.
Если в правленье твое преступленья не вовсе исчезнут,
То обессилят и мир от всечасного страха избавят.
Жить ему жизнью богов, он увидит богов и героев
Сонмы, они же его увидят к себе приобщенным.
Будет он миром владеть, успокоенным доблестью отчей.
Мальчик, в подарок тебе земля, не возделана вовсе,
Лучших первин принесет, с плющом блуждающий баккар
Перемешав и цветы колокассий с аканфом веселым.
Сами домой понесут молоком отягченное вымя
Козы, и грозные львы стадам уже страшны не будут.
Будет сама колыбель услаждать тебя щедро цветами.
Сгинет навеки змея, и трава с предательским ядом
Сгинет, но будет расти повсеместно аммом ассирийский.
А как научишься ты читать про доблесть героев
И про деянья отца, познавать, что есть добродетель,
Колосом нежным уже понемногу поля зажелтеют,
И с невозделанных лоз повиснут алые гроздья;
Дуб с его крепкой корой засочится медом росистым.
Все же толика еще сохранится прежних пороков
И повелит на судах Фетиду испытывать, грады
Поясом стен окружать и землю взрезать бороздами
Явится новый Тифис и Арго, судно героев
Избранных. Боле того: возникнут и новые войны,
И на троянцев опять Ахилл будет послан великий.
После же, мужем когда тебя сделает возраст окрепший,
Море покинут гребцы, и плавучие сосны не будут
Мену товаров вести – все всюду земля обеспечит.
Почва не будет страдать от мотыг, от серпа – виноградник;
Освободит и волов от ярма хлебопашец могучий;
Шерсть не будет хитро различной морочить окраской, -
Сам, по желанью, баран то в пурпур нежно-багряный,
То в золотистый шафран руно перекрашивать будет,
И добровольно в полях багрянец ягнят принарядит.
«Мчитесь, благие века!» – сказали своим веретенам
С твердою волей судеб извечно согласные Парки.
К почестям высшим гряди - тогда уже время наступит, -
Отпрыск богов дорогой, Юпитера высшего племя!
Мир обозри, что плывет под громадою выгнутой свода,
Земли, просторы морей обозри и высокое небо.
Все обозри, что вокруг веселится грядущему веку,
Лишь бы последнюю часть не утратил я длительной жизни,
Лишь бы твои прославить дела мне достало дыханья
Не победить бы меня ни фракийцу Орфею, ни Лину,
Если и матерью тот, а этот отцом был обучен -
Каллиопеей Орфей, а Лин Аполлоном прекрасным
Даже и Пан, пред аркадским судом со мной состязаясь,
Даже и Пан пред аркадским судом пораженье признал бы.
Мальчик, мать узнавай и ей начинай улыбаться, -
Десять месяцев ей принесли страданий немало.
Мальчик, того, кто не знал родительской нежной улыбки,
Трапезой бог не почтит, не допустит на ложе богиня.
Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество о рождении Христа, и на ней главным образом основана распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. При этом следует помнить, что синкретизация верований была процессом всеобъемлющим, и затрагивала не только процесс соединения религии и религии, но и заимствования из «нерелигиозных» источников – фольклора, художественной литературы и др. Вообще, с научной т.з., нельзя делить культуру на «духовную» и «светскую», возводя между ними совершенно непроходимые стены – в реальности этого не наблюдается, наоборот, очевиден единый «плавильный котел», где происходят самые причудливые реакции. В ветхом завете содержится ряд совершенно сказочных сюжетов (в прямом смысле слова «сказка»), например, сказочный сюжет о Самсоне, чья сила содержится в его волосах (почти точное совпадение по сюжету со славянскими сказками о Кащее Бессмертном, чья жизнь (иголка) содержится в яйце, в утке, в зайце, в сундуке, на дубе, на острове в море-океане; правда, в ветхозаветном варианте сказка рассказана от лица самого Кащея – отсюда острое желание реванша в завершающей сцене). Существует целая школа библеистики, которая пытается дать самым фантастическим чудесам (остановка солнца по молитве Иисуса Навина, воскрешение мертвых в евангелиях и т.д.) вполне правдоподобные объяснения, не противоречащие научному представлению о природе. Однако, эта метода возлагает на них бремя доказательства реальности также и любых других сказочных сюжетов, в т.ч. самоходной печи и говорящей щуки из сказки о Емеле, и если самоходная печь может быть интерпретирована как преломление в народном сознании образа первых паровозов, говорящая щука требует гораздо более изощренной апологетики.
Это очень показательно, если мы хотим понять процессы формирования новых религий в эллинистическом ареале в последние века до н.э. и первые века н.э. Синкретизация была нормой. К примеру, монотеистический иудаизм, появившийся в V веке до н.э., немыслим без влияния зороастризма, зороастризм же эллинистических и последующих времен – от синкретических форм парфянской эпохи до классического варианта сасанидской эпохи испытывал сильное влияние греческой философии, а многие маргинальные его формы несут на себе отпечаток буддийского влияния (манихейство).
Зороастризм по праву следует считать первой пророческой и монотеистической религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Спитамы Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры и считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. Однако, как мы уже обнаружили на примере других религий, здесь типичное удревнение религиозной традиции, не подкрепленное никакими источниками, и в реальности зороастризм не старше 600 года до н.э. Другие гипотезы поселяют Заратуштру в современной Средней Азии, где в IX-VII вв. до н.э. существовало довольно обширное государство – Арьйошайана (Арьянам-Вайджо) (История Древнего мира. М.,1989, Кн 1, с 397-400). На карте 700 года до н.э. темно-красной линией показаны предполагаемые границы Арьйошайаны:
В конце жизни он был убит кочевниками-хионитами (хьяуна), разгромившими Арьйошайану. Вскоре после гибели Заратуштры часть его учеников переселилась в Мидию и обратила в свою веру одно из мидийских племен – магов. «Первая вера» — традиционный эпитет Мазда Ясны – самоназвания зороастризма. Проповедь Заратуштры носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в единого бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев — традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элементов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, бога Ахура-Мазды и злого демона Анхра-Майнью. Ахура-Мазда в Конце Времён победит Анхра-Майнью (и здесь мы уже можем наблюдать т.н. «смысл истории» - т.е. представление о генеральном направлении развития исторических событий (прогрессе), которое библеисты почему-то приписывают исключительно иудаизму и христианству). Монотеистический характер зороастризма несомненен:
Ты, Мазда, - я это исповедаю -
Есть творец и источник всякого бытия,
Отец праведного духа,
Истинным наитием я познаю тебя,
Творца святого Аши,
Тебя, Господа мира и всех дел его.
(Ясна. 31:8)
Кто, как не ты, Ахура,
Удерживает и от падения небесные силы,
Кто хранит воды и растения,
Кто дал ветрами облакам силу и скорость движения,
Кто, как не ты, виновник мысли, разума,
Скрытого во всем этом, во всех явлениях мира.
(Ясна. 43:4)
Скажи мне, кто этот великий художник,
Кто дал нам свети тьму, сони бодрствование,
Дни и ночи? Кто одарил нас, вместе с тем,
И разумом для постижения законов жизни?
Кто вложил в нас любовь и связал людей узами живой привязанности?
Ты – единственный источник всякого блага.
(Ясна. 43:4)
Я изрек то слово
Чрез которое создана Вселенная.
Доныне продолжают уста мои
Произносить это мощное слово.
(Ясна. 28:2)
Зороастрийцы не считают Анхра-Майнью божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом. При этом человек, согласно зороастрийским верованиям, изначально свободен – т.е. лично способен выбирать между добром и злом. Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей. Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи совести (чиста):
Выбор невозможен без свободной воли:
Когда твоею властию и в твоей мудрости
Ты одевал душу ее собственным телом,
Тогда ты даровал деяния и закон,
Дабы каждый избирал в полной свободе своей воли.
(Ясна. 31:11)
Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников (в этой борьбе вместе с людьми участвуют ангелы Ахура-Мазды). На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра — «омерзительных» животных — хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью. Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли — дужмата, дужухта, дужвартшта). Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и даже не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника. По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту Решения), ведущему на небеса (в «Дом песен»). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в «Дом песен». Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну — свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад. Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые – праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.
Если вернуться к вопросу об историческом мироощущении зороастризма, то оно совершенно явно и имеет законченную форму. Согласно «Авесте», существуют три эпохи в истории вселенского противоборства добра и зла, изначальных сил творения (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью): золотой век, царство первочеловека и культурного героя Йимы сменяется эпохой ожесточённой борь¬бы между духами добра и зла и их приверженцами на земле; эта борьба закончится мировой катастрофой; пе¬ред концом света наступит чудовищ¬ная зима, вырвется из пут дракон Ажи-Дахаки, мир погибнет в огне, но затем возродится в изначальном состоянии (эсхатологические представления в ранней «Авесте» близки другим индоевропейским традициям, особенно германо-скандинавской). По истории вселенной, разработан¬ной жрецами эпохи Сасанидов в поздней «Авесте» и в «Бундахишне», первые три тысячелетия мир пребывал в идеальном духовном состоянии: царство света и Ахура-Мазда на небесах были отде¬лены от царства тьмы и Ангро-Майнью) в преисподней; они сосуществовали, не сталкиваясь друг с другом. Тогда же Ахура-Мазда создал семерых небожителей Амеша Спента (Спента Манью, Воху Мана, Аша Вахишта, Хшатра Вайрья, Армайти, Арметат и Аурвайт – которые являются старшими ангелами зороастризма, а также персонализацией определенных принципов – соответственно Святой Дух (творческая ипостась Ахура-Мазды), Благая Мысль, Истина, Царство Божие, Благочестие, Бессмертие и Здравие (Мифы народов мира. М.,1991, Т 1, с 67); помимо этого старшего разряда ангелов существуют также низшие ангелы – язаты, некогда бывшие богами иранского пантеона до зороастризма: Митра, Веретрагна, Ардвисура Анахита, Мах и другие). Ангро-Майнью, обнаружив царство света, возненавидел его и захотел уничто¬жить, но всеведущий Ахура-Мазда священ¬ным словом привёл в оцепенение ду¬ха зла. В начале второго трёхтысячелетнего цикла Ахура-Мазда создал духовную сущность (фраваши) Заратуштры, по¬местив её в ствол древа жизни хаомы, и сотворил весь материальный мир, разместившийся между царства¬ми света и тьмы, в т.ч. первобыка и первочеловека, которым в поздней традиции оказывается уже не Иима, а Гайомарт. На земле утвердился золотой век. В третьем трёхтысячелетнем перио¬де Ангро-Майнью и сотворённые им дэвы начали борьбу против Ахура-Мазды и царства света; он убил первобыка и Гайомарта, но из их семени произошли животные и первая человеческая пара (Мартйа и Мартйанаг). В последнем, четвёртом цикле Заратуштра получает телесное воплощение и пе-риодически возрождается на земле в облике саошйантов — «спасителей мира». Последний цикл завершается победой добра над злом, воскресением из мёртвых и страшным судом, вер¬шимым Ахура-Маздой: праведники обретут вечное блаженство на земле, греш¬ники — вечные муки в преисподней:
Он разума глазами
Окинет все творенья
Без безобразной Лжи,
Весь мир увидит плотский
Глазами благодати,
И сделает бессмертным
Взгляд этот плотский мир.
(Яшт 19:93).
В зороастризме очевидна тенденция к историзации мифологического прошлого, наделению хронологических эр особы¬ми значениями этического порядка. В поздней «Авесте» многообразные взаимоисключающие схемы священ¬ной истории сведены в канон — от первочеловека (Гайомарта) до саошйанта (эсхатологического спасителя). Первочеловек в начале необратимого исторического цикла предвосхищал, а саошйант в конце его повторял образ и функции Заратуштры, занимавшего место в центре мирового времени и мирового пространства. Судя по сообщениям ранних греческих авторов (Ксанфа Лидийского, Феопомпа, Евдокса и др.) о том, что Зороастр жил за 6000 лет до Платона или за 5000 лет до Троянской войны, а также о двух Зороастрах, канон «от Гайомарта до саошйанта» стал известен грекам не позже V века до н. э. Однако этот канон не вытеснил других исторических мифов: в «Яште» (XIII) Заратуштра помещён не в сере¬дине мирового цикла, а в его начале; по «Хом-яшту», вселенская история, напротив, завершалась появлением Заратуштры. Детально разработан¬ная историософия была сразу и источ¬ником, и конечным продуктом вторич¬ного мифотворчества на заключи¬тельных этапах развития зороастризма. Наряду со священной историей вселенской борьбы добра и зла зороастризм со¬держит легендарную историю, повест¬вующую о смене поколений земных властителей. Владыку золотого века Ииму (Джамшида) одолевает трёх¬главый дракон Ажи-Дахака (Зах-хак), побеждённого распиливают по¬полам. Герой третьего поколения Траэтаона (Феридун) побеждает дра¬кона. Подобные мифологические цик¬лы известны в хеттской, вавилонской, греческой и других мифологиях. В ве¬дийской мифологии трёхглавого мон¬стра также убивает «третий» герой Трата: третий (по счёту) побеждает тройственного (по природе). Став владыкой мира, Траэтаона делит землю между тремя своими сыновьями: согласно поздним источ¬никам и «Шахнаме», Сельм получа¬ет западные страны (Рум), Тур, родоначальник туранцев — Восток, Иредж, младший и наиболее достой¬ный сын — Иран. Завистли¬вые старшие братья идут войной на младшего и убивают его. Дальнейшая легендарная история — история борь¬бы иранцев во главе с праведными царями — Кейянидами, богатырями Рустамом, Исфандияром и другими и их врагов — туранцев во главе с Афрасиабом, хионитов во главе с Арджаспом и т.д. При этом в одной только «Авесте» изложено не менее четырёх различных вариантов леген¬дарной истории и трёх систем хроно¬логии; один и тот же «Яшт» (XIX) описывает и тщетные попытки Афрасиаба-Франграсйана завладеть фарном (нимбом — символом царской вла¬сти), и представляет его обладателем фарна. Таким образом, когда христианские и иудейские богословы заявляют о том, что историческое сознание – исключительная прерогатива библейской традиции, будем думать, что это лишь по незнанию и отсутствию элементарного любопытства.
В трактате «Бундахишн» («Сотворение основы»), окончательно оформленном между IX и XVI веками н.э. (последнюю версию оформил «в день Фравардин месяца Амордад года 936 Йездигерда, царя царей из рода Ахура-Мазды, (этот список) написал я, слуга веры, сын хербеда, Асдин Кака Дханпал Лахмидар Бахрам Лахмидар мобед Камдин Зардушт мобед Хормаздйар хербед Рамйяр, с рукописи учителя Пешотан Рам Камдин Шахрияра» (Бундахишн. XXXIV)), содержится наиболее полная хронология всемирной истории в интерпретации зороастризма:
1 год сотворение мира. Рождение Ахура-Мазды и Ангро-Майнью.
Период духовного состояния, когда творения были немысляшие, неподвижные и неосязаемые.
3000 царствование Рака.
4000 царствование Льва.
5000 царствование Девы.
6000 царствование Весов. Ангро-Майнью вторгся в мир.
6030 Ангро-Майнью убил Гайомарта.
6070 из семени Гайомарта выросло растение ревень.
6085 растение ревень превратилось в Машйа и Машйане – брата и сестру потомков Гайомарта. Из-за того, что они явились в мир сросшимися, нельзя было судить о том, сколько у них душ – одна или две.
6235 Машйа и Машйане стали мужем и женой. Сначала они признавали главенство Ахура-Мазды в мире и назывались «лучшими из рождений Спандармат», т.е. выступали лучшими порождениями благочестия. Затем в них вошел дух противоречия, и они объявили Ангро-Майнью творцом миропорядка, за что и поныне пребывают в аду, откуда выйдут только после страшного суда. Сначала Машйа и Машйане питались одной водой, но затем, развращаемые злым духом, перешли на козье молоко, потом убили овна, развели огонь трением двух пород дерева и изжарили мясо. Из шкуры овна они сделали одежду. Машйа в знак поклонения демонам вылил молоко на север, запретную сторону света ортодоксального зороастризма (в этом жесте, видимо, отразились древнейшие «языческие» ритуалы: древние иранские племена почитали север). Падение Машйа и Машйане завершилось познанием таинств супружества. Своих первенцев Машйа и Машйане съели. Остальных детей спасло вмешательство Ахура-Мазды. От потомков Машйа и Машйане населился весь обитаемый мир, причем помимо обычных людей Машйа и Машйане создали и монстров с ушами или глазами на груди, хвостатых, волосатых и т. д.
6328 начало царствования Хошанга.
6368 начало царствования Тахмурупа.
6398 начало царствования Йимы.
7000 царствование Скорпиона. Правление Адждахака.
8000 царствование Стрельца. Правление Феридуна.
8500 начало правления Манушчихра.
8620 начало правления Узава, сына Тахмаспа.
8625 начало правления Кай Кавада
8640 начало правления Кай Кавуса
8515 Кай Кавус отправился на небо и вернулся назад.
8590 начало правления Кай Хосрова.
8650 начало правления Кай Лохраспа.
8770 начало правления Кай Виштаспа.
8800 принятие Кай Виштаспом зороастризма.
8890 начало правления Вахмана, сына Спендада.
9002 начало правления Хумай, дочери Вахмана.
9032 начало правления Дарая, сына Чихразад, дочери Вахмана.
9044 начало правления Дарая, сына Дарая.
9058 начало правления Искандера Румийского.
9072 смерть Искандера Румийского.
Аршакиды правили 284 года, Сасаниды – 460 лет.
Подобно ветхозаветной хронологии, более древняя часть зороастрийской хронологии тонет в мифологических образах, а более близкая к нам имеет ряд очевидных анахронизмов. Царствования Рака, Льва, Девы и т.д. – естественно астрологические символы эпох, и приход в мир, созданный Ахура-Маздой, его злого брата-близнеца Ангро-Майнью вполне естественно происходит в период Весов, символизирующих равновесие между началами. «Грехопадение» Машйа и Машйаны схоже с историей Адама и Евы (что вполне естественно, учитывая влияние зороастризма на составителей ветхого завета) в истории о сакральном непослушании и в том, что грехопадение сопровождается соитием между ними (впрочем, миф о сакральной паре перволюдей имеет широкое распространение, и не ограничивается лишь зороастризмом и иудаизмом, но дело здесь в схожей интерпретации данного сюжета). Принятие зороастризма датируется тремя поколениями до царствования Дарая, под которым подразумевается, несомненно, Дарий I (522-486 годы до н.э.), что вполне совпадает с датировкой появления зороастризма около 600 года до н.э. Кай Кавад, Кай Кавус, Кай Хосров и Кай Виштаспа, вероятнее всего, правили в арийских царствах Средней Азии (их образы дошли в фольклорной и исторической традиции до Фирдоуси – автора Шахнаме). Дарай I правит всего 12 лет вместо 36 в реальной истории. Образ его сына, согласно Бундахишну, Дарая, сына Дарая может быть связан с историческим Дарием III Кодоманом, поскольку сразу же за ним следует правление Искандера Румийского (Александра Македонского). Из хронологии выпадает период 486-336 – т.е. 150 лет. Дарий III Кодоман правил не 14, а всего 6 лет, а если к дате смерти Александра Македонского (323 год до н.э.) прибавить 14 лет, получаем 337 год – дату, почти совпадающую с датой смерти (336 год до н.э.) Филиппа II – его отца. Таким образом, если 9072 год зороастрийской хронологии соответствует 323 году до н.э., сотворение мира и рождение близнецов Ахура-Мазды и Ангро-Майнью приходится на 9395 год до н.э. (ранний мезолит), однако, реальная материальная жизнь началась на 3000 лет позже – в 6395 году до н.э. (на заре неолита), а сакральная пара Машйа и Машйана родились из ревеня в 3325 году до н.э. (период энеолита) и совершили грехопадение, заодно породив последующих людей, в 3160 году до н.э. Датировки правления парфянских Аршакидов столь же приблизительны. Эта династия правила Ираном с 248 года до н.э. по 227 год н.э. – т.е. 474 года, а не 284. Датировка династии Сасанидов почти совпадает с реальностью – 460 (в реальности 424 года). Естественно, как и в случае ветхозаветной хронологии, настроенный фундаменталистически историк-зороастриец рискует создать на базе «абсолютно достоверной» хронологии Бундахишна хронологию всемирной истории, совершенно не вяжущуюся с реальностью. Не стоит также забывать, что автора Бундахишна отделяло от эпохи Искандара Румийского более 1000 лет, а автора Пятикнижия от описываемых событий – 900 лет.