Естественнонаучная точность БиблииКак известно Моисей был приемным сыном дочери фараона и воспитывался при дворе, изучал и вавилонские представления о мире.
Моисей, не имея телескопа, не допустил распространенной ошибки древних ученых. Он назвал Солнце большим светилом, чем Луна, в то время, как в Египте в его времена господствовало утверждение, что Луна больше Солнца. «И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем и светило меньшее для управления ночью, и звезды». (Быт. 14-19). Моисей не написал также о Солнце, что оно — наибольшее светило, как утверждала вавилонская мудрость. Сейчас же широко известно, что есть множество светил, гораздо больших Солнца.
Кто же руководил Моисеем, который на одной страничке описал происхождение земли и вселенной и избежал бесчисленного количества ошибок?
Созвездия Плеяда и Ориона. Библейское название созвездий Ориона и Плеяды - созвездия Кесиль и Хима соответственно. «сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга» (Иов 9: 9)
В книге Иова есть необычное упоминание: "Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяды) и разрешить узы Кесиль(Орион)? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми." (Иов 38,31-32).
Сегодня известно, что звезды Плеяд гравитационно связаны. 250 звезд этого созвездия движутся в одном направлении, юго-восточном. Орион так же как и Плеяды является скоплением звезд. Это само по себе необычно, т. к. большинство созвездий представляют из себя просто случайную проекцию разноудаленных звезд, которые на самом деле находятся на большом расстоянии друг от друга. Не смотря на то что все звезды Ориона находятся от нас на расстоянии 1600 световых лет, не смотря на свой размер 350 световых лет, также большое содержание газа и пыли, созвездие в целом нестабильно, гравитационные связи этих звезд слишком слабы, чтобы удержать группу вместе, связи были потеряны, и звезды от этого разлетаются, даже маленькие группы внутри созвездия разрываются. Говорят, что когда-то Орион был как Плеяды.
И Бог про эти созвездия говорит, что узел Хима «связан», а узы Кесиль «разрешены».
Взаимное расположение звезд на небе меняется чрезвычайно медленно, его изменения можно было бы подметить невооруженным глазом лишь по истечении тысячелетий.
http://lubopit.ru/index.php/article/6-c ... strial-skyДвижение воздушных масс.Безупречны указания Библия в области метеорологии. Екклезиаст пишет: "Идет ветер к югу и переходит к северу" (Екк. 1,6). До тех пор, пока не было возможности собрать данные со всего северного полушария и с тропиков, ученые не могли разработать теорию воздушных течений в мире. Сегодня известно, что ветровые течения действительно движутся к югу и в верхних слоях атмосферы возвращаются к северу.
http://canegor.urc.ac.ru/vetrodvigatel/45968792.html «Идет ветер к югу и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои» (Екк. 1,6) Эти воздушные потоки имеют высокую скорость, четкую направленность и большую протяженность. Впервые их обнаружили пилоты самолетов во время 2 мировой войны. В их центре скорость достигает 500 км/ч и сохраняется на протяжении тысяч километров.
О том что воздух имеет вес впервые в мире сказано в Библии.Иов 28:24-27: «Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной: тогда Он видел ее и явил ее…»
«Имеет ли воздух вес? До 17-ого века такой воспрос вызвал бы усмешку. Воздух - символ пустоты и ясно, что у него нет веса. Если бы у воздуха был бы вес, мы бы его почувствовали, считали раньше».
«В древности же люди полагали, что он "абсолютно легкий", то есть вообще не обладает
тяжестью»
http://refplanet.ru/himiya/vozduh.-kislorod.htmlТеперь известно, что атмосферное давление представляет из себя ни что иное как «вес столба атмосферного воздуха, расположенного над единицей площади земной поверхности».
Первым кто попытался взвесить воздух был Аристотель. Но комментаторы Аристотеля стали его исправлять. Потому что вес воздуха для древних людей- абсурд. Аристотель пришел к выводу что воздух веса не имеет.
Однако Иов жил больше чем за 1000 до Аристотеля.
О том, что воздух и ветер одно и то же:
"Воздух образован частицами маленькими и лёгкими, в своём большинстве невидимыми... Отсюда должно быть принято, что воздух материален. Приведённый в движение, он становится ветром (так как ветер есть не что иное, как воздух в движении)". Александрийский учёный Герон (62- 150 гг. н.э.)
В Библии даже слово «ветер» употреблено не просто так. Сказано не «воздуху», а «ветру... вес». Массы движущего¬ся воздуха (ветры) имеют раз¬ный вес в зависимости от того, влажен воздух или сух, холо¬ден или горяч.
Слово «вес» переводится только как «вес» и никак по-другому.
Еврейское цql - вес, сикль (мера веса), соответствует арамейскому tql
Римляне на этом месте не колеблясь пишут pondus- вес, тяжесть;
гиря, груз, весомое тело, масса
25 Qui fecit ventis pondus,
et aquas appendit in mensura. (лат.)
Другие измерения в Библии:
«Кто исчерпал воды горстию своею, и пядию измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и
взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40:12).
Т.е. измеряется только то, что может измеряться и в таких единицах каких может. «Вес ветра» это не случайность, не абстракция и не оговорка.
День и ночь на земле бывают одновременно.Пророчество Христа, в котором говорится о неожиданности и внезапности Его второго пришествия: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17:34-36).
Ночью не молотят и на поле не работают, это делают днем. Другими словами, это великое событие будет происходить и ночью, и утром, и днем одновременно. Такое возможно только в случае, если на Земле будут одновременно день и ночь, а это, в свою очередь, не оставляет сомнений в том, что Земля вращается.
Время суток называется именно ночью, думаю, потому что ночь будет по отношению к Иерусалиму, т.к. там согласно Библии находится «центр земли»(Иез. 5,5)
Говорится, что пришествие Христа будет внезапным, два раза сравнивается с молнией.
Земля висит в пространстве.В одной из древнейших книг Библии, книге Иова, сказано: "Бог повесил землю ни на чем" (Иов. 26,7). Более точного определения, даже в наш просвещенный век, не придумаешь.
Небo не твердое.«Утвердивый небо яко дым» (Ис. 51, 6)
«Так говорит Господь Бог сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней, и дух ходящим по ней» (Ис. 42, 5)
Еврейская «ракия» образована от глагола «рака» -«простирать», «растягивать». В русском от «простирать» образовано «простор» и «пространство». Такая же ситуация во многих европейских языках.
Если окружающие народы считали небо твердым, то почему евреи его таковым не считали?
Для сравнения, что говорили другие о мире. Индусы считали, что земля держится на спинах четырех слонов, стоящих на громадной черепахе, которая, в свою очередь, плавает в космическом море. северобуддийская литература утверждает, что земля стоит на скале из золота и драгоценных камней, а скала покоится на необозримом море. Библия, конечно, подобных небылиц не рассказывает.
На дне моря есть горыДо 19 века люди считали морское дно ровной песчаной зоной идущей от одного континента к другому. Только потом было обнаружено, что на дне океана есть горы и впадины. Пророк Иона описывает, как он тонул:
«Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня» (Иона 2: 6-7)
Тонкий слой атмосферы«Распростер небеса как тонкую ткань, раскинул их как шатер для
жилья». Так же как Иов 38:9 сравнивает мглу над морем с пеленами, а пелена- это ткань, так и Исайя небо ,которое по его же слоям «яко дым», сравнивает его с тонкой тканью. Землю окружает тонкий слой атмосферы, за пределами которого лежит холодный космос. Шатер подчеркивает, что земля единственное место, где можно жить.
Медицина1. Книга Бытия 3:15 понятно учит тому, что как мужчины, так и женщины имеют «семя жизни». Однако, люди во времена Моисея не придерживались этой точки зрения. Люди приняли ее только несколько столетий назад. Несколько авторов уже минувших дней, включая некоторых времен Моисея, считали, что только мужчины имеют семя жизни.
На основе чьих знаний Моисей делал вывод?
Библия о том, что земля шар.КРУГ НЕБА
"Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила" (Прем 13:1-2).
Речь, разумеется, идёт о языческих религиях. И здесь мы видим словосочетание "звёздный круг" - то есть автор текста понимал, что звёзды не просто находятся вверху над нами, а окружают Землю как бы в виде внешней сферы. Отсюда логично было бы предположить, что и всё небо над нами - не плоский потолок, а сферически симметричная структура.
"Велика земля и высоко небо, и быстро в своем течении солнце, ибо оно в один день обходит КРУГ НЕБА и опять возвращается на свое место" (2 Езд 4:34).
"Облака - завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по НЕБЕСНОМУ КРУГУ" (Иов 22:14).
"Глас грома Твоего в КРУГЕ НЕБЕСНОМ; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась" (Пс 76:19).
"В церкви Всевышнего она откроет уста свои, и пред воинством Его будет прославлять себя: "я вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю; я поставила скинию на высоте, и престол мой - в столпе облачном; я одна обошла КРУГ НЕБЕСНЫЙ и ходила во глубине бездны; в волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение: между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне" (Сир 24:2-7).
О какой плоской земле еще может идти речь?
«Кругом» авторы здесь называют никак не плоский диск. Уж что небосвод, то есть воображаемая поверхность, по которой видимым образом как бы передвигаются звёзды, Солнце, Луна и планеты, есть поверхность полусферическая - это даже в древности было ясно всем. Если небо есть плоский потолок, то невозможно представить, как же это Солнце восходит и заходит, летом поднимается выше, чем зимой и т.п. И тем не менее, авторы здесь повсеместно употребляли слово "круг". Солнце ходит не по линии горизонта, гром гремит и молнии сверкают не по этой линии. «Кругом» здесь названа сфера.
А там где круглое небо недалеко и до круглой земли.
КРУГ ЗЕМЛИ
Для сравнения смотрите описания земли в коране.
Список некоторых аятов Корана описывающих землю.
(20:53) Он, который сделал для вас землю равниной (Mahdan).
(43:10) который устроил для вас землю колыбелью (Mahdan)
(51:48) И землю Мы разостлали (Farashnaha)
(71:19) Аллах сделал для вас землю подстилкой (Bisata).
(78:6) Разве Мы не сделали землю кроватью (Mihada)
(2:22) который землю сделал для вас ковром (Firasha).
Ясно, что автор Корана хотел сказать людям, что Земля именно плоская, и он использовал весь доступный арабский словарь, чтобы передать эту идею.
В Библии же, во всей этой огромной книге, «плоская» не употреблено ни разу. Нет там такого и все.
Что это? Удачное совпадение?
Зато форма земли 6 раз описывается как «круг» и один раз «шар».
" веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на ЗЕМНОМ КРУГУ Его, и радость моя была с сынами человеческими" (Притч 8:27-31).
" Он есть Тот, Который восседает над КРУГОМ ЗЕМЛИ, и живущие на ней - как саранча пред Ним " (Ис 40:22).
"Ты из всего КРУГА ЗЕМНОГО избрал Себе одну пещеру, и из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию; Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник, а из всех построенных городов освятил для Себя один Сион" (3 Езд. 5:24-25).
"И сказал Он мне: от начала творения КРУГА ЗЕМНОГО и прежде нежели установлены были пределы века, и прежде нежели подули ветры; прежде нежели услышаны были гласы громов, прежде нежели возблистали молнии, прежде нежели утвердились основания рая; прежде нежели показались прекрасные цветы, прежде нежели
утвердились силы подвижные, и прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов; прежде нежели
поднялись высоты воздушные, прежде нежели определились меры твердей, прежде нежели возгорелись огни на Сионе; прежде нежели исследованы были лета, и отделены те, которые грешат ныне, и запечатлены те, которые хранили веру, как сокровище: тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним, а не чрез кого-либо иного; от Меня также последует и конец, а не от кого-либо иного" (3 Езд 6:1-6).
"Вот, Я наведу, говорит Господь, на КРУГ ЗЕМНОЙ бедствия: меч и голод, и смерть и пагубу за то, что нечестие людей осквернило всю землю, и пагубные дела их переполнились" (3 Езд. 15: 5-6)
"На КРУГ ЗЕМНОЙ пришли уже бедствия, и вы пребудете в них. Бог не избавит вас, потому что вы согрешили против Него" (3 Езд. 15:27).
"Эта голова устрашила всю землю и владычествовала над обитателями земли с великим угнетением, и удерживала власть на ЗЕМНОМ ШАРЕ более всех крыльев, которые были" (3 Езд 11:32).
Соломон - сын, соправитель и преемник царя Давида. 76-й псалом с упоминаемым в нём "кругом небесным" принадлежит, как прямо указано в первом же стихе, Асафу - главному псалмопевцу Давида (1 Пар 16:5). То есть асафовский "круг небесный" и соломоновский "земной круг" - то и другое было написано в одно и то же время двумя людьми, по всей видимости, близко общавшимися друг с другом. Получается, что в то время (совсем как и сейчас у нас) слово "круг" использовалось для обозначения небесной сферы, но без проблем переносилось и на форму Земли, и ни у кого это не вызывало недоразумений.
Должны возникнуть споры насчет
шара и
круга у Ездры. 4 раза употреблено «круг». Один раз как синоним «шар» -orbis. 3я книга Ездры сохранилась только на латинском.
Показательно, что Плиний Старший, описывая форму мира, употребляет именно слово orbis (Plinius. Naturalis historia, II, 2 [II, 5]). Это же слово он употребляет, когда описывает форму Земли. По мнению Плиния, все его соотечественники придерживались одинакового мнения на этот счет: называя Землю кругом (orbis), они отдавали себе отчет в том, что Земля представляет собой шар (globum): «Est autem figura prima, de qua consensus iudicat. orbem certe dicimus terrae globumque verticibus includi fatemur» (Plinius. Naturalis historia, II, 64 [II, 160]).
Между словами orbis (3 Езд.11:32) и gyrum (Ис.40:22) нет большой разницы (последнее слово в латынь пришло вообще из греческого): и то и другое может быть плоским, и то и другое не исключает шарообразия.
В греческом слово γῦρος (Ис.40:22) — круг, выпуклость, гнутость; также это слово может означать шар. Между прочим, слово γυρῖνος, означающее головастика, — того же корня.
Слово «плоский» отсутствует в Библии напрочь. Слово "диск" употреблено один-единственный раз НЕ по отношению к земле, а как название спортивного метательного снаряда у греков: "Так явилась склонность к Еллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска" (2 Мак 4:13-14). Ни Земля, ни что-либо другое по своей форме нигде в Библии диску не уподоблены.
Сегодня мы тоже яблоко называем круглым и землю круглой. В древнееврейском просто не существовала отдельного слова для обозначения слова
шар.
Пророки, упоминавшие об этих научных фактах не были ни учеными, ни философами, и специальной задачи раскрывать научные истины у них не было. И тем не менее они опередили многих в этом.
Святые о том что земля шар.Иоанн Златоуст:
«Содержащий круг земли… Видишь ли, что земля есть круг? Круг показывает круглую фор¬му земли. Полезно знать и это, чтобы мы не соблазнялись басня¬ми языческих философов, кото¬рые обыкновенно думают, что земля подобно ложбине, округ¬лости, диску, блюду или чему-нибудь такому подобному. Ты же слыша, что земля круг не исследуй боле»
(«Толкование на книгу Исайи» глава 40, стих 22).
Св. Иоанн Дамаскин, 8 век:
«На чем земля утверждена и основана — никто из людей не в состоянии объяснить. Так одни говорят, что она утверждается и укрепляется на водах, по слову божественного Давида: утвердившему землю на водах (Пс. 135, 6); другие полагают, что она утверждается на воздухе; а третий говорит: повешаяй землю ни на чем же (Иов. 26, 7). И в другом месте богоглаголивый Давид, как бы от лица Творца, говорит: Аз утвердих столпы ея (Пс. 74, 4), назвав столпами поддерживающую ее силу. Слова же: на морях основал ю есть (Пс. 23, 2) показывают, что водная стихия со всех сторон окружает землю. Итак, допустим ли мы, что земля утверждена на себе самой, или на воздухе, или на водах, или ни на чем, не следует отступать от благочестивого образа мыслей, но исповедывать, что все вместе управляется и содержится силою Создавшего.»
(св. Иоанн Дамаскин«Точное изложение православной веры» Глава 10)
Мне пытались объяснять, что буквальный перевод фразы «ни на чем» «ни над чем». Странно, почему составители Септуагинты в 3м веке до нашей эры «изменили» первоначальный вариант. С какой радости? А то, что в греческом варианте «ни на чем», а не «ни над чем» видно из слов Иоанна Дамаскина. Он понимает эти слова так же как и я.
Еще тут говорили, что «ни на чем» относится к обрыву, который есть в мифологии каких-то соседей. Так вот. «Обрыва» нет ни то что в этой главе книги Иова, но и во всей Библии нет ни одного упоминания об обрыве. А конкретно в этой главе описывается устройство вселенной, неба и говорится, что земля висит ни на чем.
«мы утверждаем, что при общем начале мира, как предано нам, сотворено то небо, которое языческие мудрецы, присвоив себе учение Моисея, называют беззвездным шаром.» [1]
«Божественный Василий, по наставлению Св. Писания, говорит, что естество этого неба тонко, как дым.» [2]
«Итак, те, которые утверждают, что небо шарообразно, признают, что оно находится на равном расстоянии от земли, как сверху, так с боков и снизу.
Я говорю: с боков и снизу, приспособляясь к нашему чувственному восприятию; ибо, сверху, так как видно из предыдущего, небо повсюду занимает самое верхнее место, а земля нижнее. Утверждают также, что небо, наподобие шара окружает землю и своим быстрейшим движением вращает: солнце, луну и звезды; и, когда солнце находится над землею, то здесь бывает день, когда же — под землею, — ночь; когда же солнце зайдет под землю, то здесь бывают ночь, а там день.» [3]
«Некоторые полагали, что небом все окружено, и оно, будучи шарообразно, образует для всего самую высокую часть; самая же середина обнимаемого им пространства составляет самую
низкую часть. И легкие, и подвижные тела, согласно этому мнению, получили от Творца место в самом верху, тела же тяжелые и стремящиеся книзу — в самом низу,
т. е. в середине.» [4]
«Таким образом, получается, что над землею и водою кругом со всех сторон наподобие покрова простирается воздух, воздух со всех сторон обнимается эфиром, а вне и вокруг всего этого расположено небо.» [5]
«Небо гораздо более земли, но не следует допытываться того, какова сущность неба, ибо она нам неизвестна.» [6]
1, 2, 3, 4, 5, 6 –глава 6
Если читали внимательно, то могли заметить, что Дамаскин сначала пишет, что св. Василий по научению Св. Писания говорит: естество неба тонко как дым. А потом сам пишет «не следует допытываться какова сущность неба, ибо она нам неизвестна». Это значит, что во времена Иоанна Дамаскина(нач. 8 века) люди еще не знали какова сущность неба: твердое ли, мягкое оно, из каких веществ. Но в Библии уже за тысячу лет написано, что небо «как дым».
«Ветер есть движение воздуха. Иными словами: ветер есть течение воздуха и меняет свои названия в зависимости от мест, откуда берет свое начало.» (глава 8 )
«Столпы» и «Вода»Обычно споры возникают по поводу «столпов», «основаниий» и «вод». Я говорю, что здесь другой смысл. Вы мне: «христиане видят то, что хотят».
Во-первых, с вашим подходом вы никак не объясните слов:
"Правосудие и правота - основание престола Твоего" (Пс 88:15)
"правда и суд - основание престола Его" (Пс 96:2)
"Основание слова Твоего истинно" (Пс 118:160)
«держит все словом силы Своей» (Евр. 1:3)
Во-вторых. Рукопись 15 века
http://old-ru.ru/06-12.html «О земном устроении. Александрово» Здесь написано, что земля имеет форму яйца. И рассказывается о «столпах» и «водах».
«Земля не опирается ни на что иное, только на воздухе висит. Некоторые говорят, что на семи столпах стоит Земля, но это неверно. Если бы на семи столпах висела, на что опирались бы столпы? Они нам говорят: «А как же Соломон говорит: «Премудрость создала себе дом и утвердила столпов семь»? О каких же столпах он говорит?» И мы в ответ говорим им, что столпами Соломон называет семь веков, или семь звезд великих, или семь дарований духовных. Об этих столпах говорит Соломон.
Еще и другие авторы говорят: «На водах Землю повесивший». Мы им отвечаем, что не говорят авторы, что Земля носима водами; но поскольку земля смешана с водами и воды с землей и они не отлучаются друг от друга, поэтому и сказали авторы: «На водах Землю повесивший».
Земля держится не на водах, но только божественной силой. Об этом ведь в «Иове» говорится: «Где был ты, когда я полагал основания Земли? Скажи мне, если знаешь». И прежде чем сказать, что водрузилась Земля на водах, сказал «утвердил». Не стоит же она на водах, но, испытывая Иова, Бог просто говорит, как это обычно.[1] И смотри, в предыдущих словах он говорит, что и на столпах она стоит, ибо сказал: «Кто положил меры на Земле? На чем столпы ее утверждены?» Слушай, прошу тебя: если бы он «на водах» сказал, и мы говорили бы, что на водах Земля держится;
если бы, опять же, о столпах сказал, а о водах не сказал, говорили бы, что на столпах Земля стоит. Видим же, что и о водах говорит, и о столпах. А это учит нас, что ни водами она не носима, ни столпами, но только Божьей силой,— потому что премудрость и силу божию водой и столпами он наименовал: премудрость — водами, а силу — столпами. Земля же ни на чем висит, только на воздухе, как Иоанн Дамаскин говорит: «Водрузивший ни на чем Землю повелением своим». Удивляюсь я и говорящим, что Земля держится на водах. Ведь видим своими глазами, что упавший на поверхность воды какой-нибудь прах долго не держится наверху, но опускается вниз, на самое дно вод. Скорее воды держатся в недрах Земли. А если некоторые говорят многократно, что, по усмотрению Божию, ни на чем Земля стоит это и есть истинно.»
[1]- специально делаю сноску. Автор говорит, что все вопросы заданные Богом Иову не предполагают ответа.
Неужели люди писавшие Библию, такие как, например, Соломон, не читали Бытие? Читали. В Бытие Моисея о столпах ничего нет. Значит, когда в частности Соломон говорит о столпах имеется в виду что-то другое.
«ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил»(Пс. 23, 2)
По одной этой фразе можно понять, что если речь идет и о реках, то все не так просто.
Добавлю, что последние исследования все больше подтверждают, что вода в земных недрах действительно есть и ее там очень много. Из последнего
http://www.autopolomki.ru/n82.html Когда говорится, что столпы земли дрожат, речь может идти о вулканических массивах на которые опираются материки. Двойные понятия в Библии встречаются не раз.
Отрицать же образность, например, в книге Иова невозможно. Эта книга написана стихами на древнем арамейском языке. В стихах образность используется куда чаще, чем в прозе. С псалмами то же самое. Псалмы- это хвалебные песни.
Точная дата написания книги Иова неизвестна, однако есть факты, указывающие на то, что она появилась до времен Моисея. Вот некоторые из них: отсутствие ссылок на историю Израиля и закон, долгая жизнь Иова (Иов 42:16), исполнение Иовом обязанностей священника в семье (Иов 1:5), что было запрещено законом Моисея, измерение богатства Иова поголовьем скота. Поэтому мы можем считать, что книга Иова была написана примерно около 2000-1800 гг. до Р.Х.
Св. Василий Великий.
Он говорит, что небо не твердое. Рассуждая на тему: как удерживаются воды над твердью, говорит о сгущенном воздухе, жидком воздухе. Сравнивает небо с пузырем. Там, где говорит про бани, идет сравнение форм, но не вещества неба.
«А потому и себе самим, и спрашивающим нас: на чем опирается этот огромный и несдержимый груз земли? — надобно отвечать: в руце Божией концы земли (Пс. 94, 4). Эта мысль и для нас самая безопасная и для слушающих полезная»
(«Беседы на Шестоднев» беседа 1)
Здесь интересно, как понимает автор фразу «концы земли». Он понимает ее как « земля», «вся земля», а не так, что у земли есть концы.
Св. Иоанн Экзарх – один из просветителей Болгарии (10 век) автор книги «Шестоднев» писал:
«Земля имеет шаровидную форму, и, как удалённая на одинаковое расстояние от всех концов Вселенной, находится поэтому в равновесии. Она получила от Творца среднее положение, вот почему ей никак невозможно отклоняться от своих границ, которые отстоят на равные расстояния от краёв неба...»
Православный автор Исидор Севильский, утверждал: «Небесная сфера – это предмет округлой формы, центром которого является Земля и все части которого находятся на одинаковом расстоянии».
Святой Кирилл, ар¬хиепископ Иерусалима, живший в IV веке, в одном из своих «Огласительных поучений» сказал: «Земля, на кото¬рой мы живем, как одна точка посреди неба висит».
«Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,
то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8: 4-5)
Учитывая, что луна людям представлялось размером с тарелку, а звезды меньше ладони, это фраза выглядит странно.
Св. Григорий Нисский в 4 веке как о само собой разумеющемся писал о "шаровидности земного тела", о Солнце, "во много раз превосходящем величиною Землю"