red75 писал(а):Я не совсем согласен с SE. По-моему, психика это не совокупность импульсов в нейронах, а интерпретация этой совокупности в терминах создаваемой мозгом "модели себя". Например, сама по себе рефлекторная дуга (или светофор) не создают субъективного, но если срабатывание рефлекторной дуги вызывает каскад активаций нейронов, который можно интерпретировать как внесение в "модель себя" факта: "я только что отдёрнул руку, так как обжёгся" (не обязательно вербально оформленного), то это уже можно рассматривать как субъективное. Зачем это нужно?
Вопрос стоит сейчас не так - "зачем нужно", а в выяснении природы психики. Психика - непространственный феномен, очень загадочный сам по себе. Материальна ли она, или материя производит новую реальность, на этот раз "идеальную"? И то, что Вы назвали "интерпретацией", не решает этот вопрос, ведь "интерпретация" тоже носит "идеальный" характер! "Модель" - тоже "идеальный". Нет субъекта, нет и модели. Как ни назови, везде встречаемся с субъектом и субъективным.
red75 писал(а): Видимо для расширения гибкости функционирования нервной системы, НС начинает оперировать не только простейшими реакциями стимул->обработка->реакция, но и более высокоуровневыми стимул->(обработка->(анализ/коррекция способа обработки)->новый способ обработки)->реакция. Причём часть в скобках может работать и без внешних стимулов.
Это опять только необихевиоритская модель в формате Э.Толмена. Она демонстрирует генезис, механизм, но не проясняет
природу психики.
red75 писал(а): А, и ещё остаётся проблема "философских зомби"... Но это уже скорее вопрос веры. Вы, например, не верите, что железяка может чувствовать, и, в общем-то, имеете полное право. Правда это сильно напоминает витализм...
Ну спасибо, дружище, на добром слове.
Я никогда не был идеалистом, и идеалистическая философия мне совершенно чужда. Я могу допускать (и даже допускаю) наличие в организме некой оживляющей его субстанции, но ничто не указывает мне на то, что она может иметь нематериальную природу, но это не находится сейчас в контексте темы. Если и есть идеальное, то оно подобно свету, производимому его источником (аналогом специфически организованной материи - мозга).
Напрасно Вы не принимаете в рассчет качественный аспект материального субстрата. Насколько нам известно, импульсы, передаваемые нейронами всех типов — двигательными, чувствительными или вставочными, - в основном сходны между собой. То, что один импульс вызывает ощущение света, другой — ощущение звука, третий — мышечное сокращение, а четвертый стимулирует секреторную деятельность железы, всецело зависит от природы тех структур, к которым приходят импульсы, а не от каких-либо особенностей самих импульсов.
Вот Вы меня обвиняете в витализме. А между тем проблема соотношения психики и мозга ставилась и на порядок
более авторитетными материалистами.