Pavel писал(а):Atmel писал(а): Минуточку - чем обусловлено было последующее "страдание"? Не гневом ли божиим только?
Не чем-то объективным.
Хм, согласно христианству 1)страдание происходит от греха 2)гордость-мать всех грехов и первый грех 3)гордость рождается тщеславием.Я так понимаю ,если рассуждать в таком ключе, Адам и Ева из тщеславия, чтобы быть равными "богам", и съели этот плод (по преданию яблоко).И сразу стали стыдиться своей наготы,это значит у них появилась гордость.
А в чем зло гордости предмет отдельного разговора.Библейский Бог "гордым противится, а смиренным дает благодать."
Ну, говоря с чисто психологической точки зрения, обычно гордость и тщеславие вовсе не обязательно людям портит жизнь, напротив, часто помогает достичь высокого социального положения. Поэтому "страдание происходит от греха" только в христианской концепции. Если встать на позицию Библии без специальных трактовок, подогнанных под текущую религиозную концепцию, то опять же все страдание обусловлено исключительно действием Бога (который, как мы поняли из слов im-marales, действовал в состоянии аффекта - гнева).
Мы также знаем, что страдание вовсе не свойственно только человеку, оно - неотъемлемый спутник всего живого мира. Вряд ли можно говорить о том, что животные "грешны", ибо грех - понятие, которое существует как сознательное действие вопреки божеству. Человеческого сознания у животных нет, рефлексировать свои действия, подобно человеку, они не в состоянии, моральных норм соблюдать, по крайней мере, осознанно, не умеют.
Мы опять приходим к вопросу - чем заслужили животные свои страдания?
Pavel писал(а):Atmel писал(а):И вот как Вы ответите на такой вопрос - душа человека, она кем-то была задумана, или она была вечно? Если первое (т.е. у нее есть конструктор, который и обусловил ее свойства), то кто ж виноват в том, что она плучилась такой? Если второе, то... сами понимаете, появляется сложность другого рода.
Начну со второго-не совсем понял в чем именно сложность Вы видите, что до меня, так я вообще считаю что скорее что-то (будь то либо дух, либо материя) появилось из небытия, но не существовало вечно. А тем более человеческая душа, так что да, тут сложность есть.
А вот насчет первого-судя по Библии человек, а стало быть и его душа сотворены по "образу и подобию" Бога.И насколько я понимаю сотворена с свободной волей.Вопрос почему конструктор не сделал её заведомо доброй, чтобы не наказывать за зло.Не предугадал возможность появления зла, не мог,садист?
Свобода воли - одно из фундаментальных понятий в любой религии, так как без нее невозможно призвать к культу - таким путем обосновываются любые кары за неприсоединение к нему. Но нам вчера сказали, что в той ситуации "все бы люди так поступили, как Адам и Ева". Но если так, то в свойствах души у всех людей есть одна и та же общность, а если она есть, значит что? Значит, есть какая-то врожденная детерминированость. А кто ее создал? Опять-таки, конструктор (Бог?). Так на что же возмутился Бог, если именно он вложил такое свойство в человеческую душу?
А если такой детерминированности нет, то возвращаемся к исходному тезису - ради истинной справедливости нужно каждому человеку предоставить выбор в аналогичной ситуации, в какой были Адам и Ева.
Pavel писал(а):Atmel писал(а): Дело в том, что разработчики этого рассказа христианами не были. Поэтому и имели взгляд несколько отличный от христианского. Если Вы почитаете Пятикнижие, то не увидите в нем никаких указаний на бессмертную душу. Напротив, все наказания за прижизненные действия приводятся тоже только прижизненные ("И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен" - Втор.28:45 ). Ни одного посмертного наказания. Как, впрочем, и положительного посмертного воздаяния за праведную жизнь. Древние жрецы считали иначе, чем христиане - "прах ты и в прах возвратишься", вот какова природа человека была в их глазах.
Я Тору читал, интересный вопрос.Действительно в Екклесиасте отрицается "жизнь после смерти".
Более того - по этому поводу саддукеи придерживались неверия в бессмертие души, поскольку Тора, которую они считали единственным вероучительным текстом, ничего не говорит о таком бессмертии.
Но этот спор вовсе не утих с тех времен, и сегодня существуют две группы верующих, придерживающихся диаметрально противоположных воззрений на посмертную судьбу, и обе они находят вдохновение и подтверждение в одной и той же Библии. Вот здесь я собрал эти две точки зрения с их библейскими обоснованиями
-
Свидетельства в Библии против существования личности после смерти телаи
-
Свидетельства в Библии в пользу существования личности после смерти телаPavel писал(а):А насчет Пятикнижия самого по-моему там все-таки было указание на бессмертие-точно не помню,могу ошибиться в деталях, но там была история, как Моисей отступивших или не послушавших Иегову израильтян свел живыми в ад, у них разверзлась земля под ногами.
Это история с "отступниками" во главе с Кореем:
9 Сыны Елиава: Немуил, Дафан и Авирон. Это те Дафан и Авирон, призываемые в собрание, которые произвели возмущение против Моисея и Аарона вместе с сообщниками Корея, когда сии произвели возмущение против Господа; 10 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с [ними] умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение; (Чис.26:9-10 )
Об "аде" здесь ничего не сказано, сказано только, что они заживо сгорели где-то под землей.
Правда, упоминание "ада" вскользь делается в Втор.32:22
ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор;
Здесь "ад" на иврите - традиционный для всего семитского мира
шеол.
Pavel писал(а):И ещё вспомним Иисуса-он говорил, что Бог словами "я есть Бог Авраама, Исаака, Иакова" Моисею при горящем кусте показал что есть бессмертие, "ибо Бог есть Бог живых а не мертвых".
Это евангельская тактовка. Но мы уже привыкли к неприличным натянутостям в трактовании древних еврейских текстов, поэтому посмотрим, что в Библии конкретно написано:
6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. ( Исх.3:6 )
Также и в других местах. Бог праотцов означает, что это тот бог, с которым они заключали договоры (т.е. бог-покровитель еврейского народа, типа, не спутайте меня ни с каким другим богом). Нигде нет утверждения, что праотцы в данный момент живы. "Отойти к праотцам" в Торе означает лечь в семейную могилу.
Pavel писал(а):Atmel писал(а):Ну да, проклял змея как змея. В чем противоречие?
Я имел ввиду противоречие как раз с тем, что змей будто бы был сам сатана, вселившийся в змея.Тогда было бы логично Богу проклясть самого сатану, а не бедное животное.Значит Бог или не знал что это сатана, или сатаны там вообще не было.
Знаю ещё,что по Златоусту змей это не сатана, а орудие в его руках.
Очень всеведующий тогда получился Бог.
Pavel писал(а):Atmel писал(а):Ну так опять же - когда были написаны эти строки? Через очень долгое время, за которое еврейская религия прошла путь очень больших изменений, т.е. в то время, когда в пантеоне евреев появился сатана.
Вы наверное употребляете слово "пантеон" в широком смысле, ведь евреи же не были многобожниками, хотя часто отступали от Иеговы и "блудили" с языческими богами, Астартой ,Дагоном и проч.
Вы правы, про сатану вообще в ветхом завете мало сказано, по сути только у Иова, ещё в паралипоменоне возбудил Давида сделать перепись, и ещё в паре мест очень кратко.
Иов в действительности, является составным произведением, часть которого написана в прозе, а другая - в стихах. Т.е. прозаическую часть добавили к стихотворной. И сатана присутствует в добавленной части книги. Читайте о книге Иова
здесь.
Паралипоменон вообще является послевавилонским произведением (см.
О книге Хроник).
Очень характерно то, что "
гнев Яхве", употребленный в 2-й Книге Царств гл. 24 стих 1, заменен на термин "сатана":
"Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым [и Иудиным] от Дана до Вирсавии, и исчислите народ, чтобы мне знать число народа." (2-я Цар. 24:1 - 2)
И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их. (1-я Паралипоменон. 21: 1-2).
Любопытно как христиане пытаются обнаружить "сатану" где-бы то ни было. Например, в псалме Псалме 108 (стих 6), они перевели так:
Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его.
Но в первоисточнике речь не идет о сатане, там речь идет об обычном судебном процессе с противной стороной (обвинителем), и
льсатан означает вовсе не ангела-сатану, а "злоумышляющего" [против Давида], т.е. обвинительную сторону на суде.
Pavel писал(а):Но тем не менее и раньше он был известен.Слышал вот про одно интересное верование-иудосатанизм так называемый, говорят культ уходит историей во время до н. эры.Там сатане покланяются, и ещё демону Самаэлю, штудируют мидраши.
Не знаю, к какому времени восходит культ сатанистов, но тенденция к участию фигуры сатаны началась еще до н.э. ( в талмудической традиции тоже), но после освобождения из вавилонского изгнания.
Можете почитать также у ученого-библеиста:
Р.Хазарзар. Сатана в БиблииPavel писал(а):Atmel писал(а): А во время бытования мифа о "грехопадении" ни о каком "сатане" еще и не помышляли. если встать на Вашу точку зрения, почему бог Яхве ничего прямым текстом о "сатане" избранному народу не поведал?
Так в Ветхом Завете сатана вообще выполнял роль орудия Иеговы, а не его противника, как в Новом Завете.Ну Вы должны помнить книгу Иова, а ещё в Паралипоменон 2-ая глава 18 есть интересный эпизод-там Яхве послал "духа лжи", надо понимать демона, обмануть царя Израильского Ахава.
В талмудическом иудаизме и теперь-сатана всего лишь орудие в руках Яхве, козел отпущения, чтобы самому Яхве руки не марать.
Более того:
23 И послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема, и не стали покоряться жители Сихемские Авимелеху, 24 дабы таким образом совершилось мщение за семьдесят сынов Иеровааловых, и кровь их обратилась на Авимелеха, брата их, который убил их, и на жителей Сихемских, которые подкрепили руки его, чтоб убить братьев своих. (Суд.9:23 )
Но это только говорит о том, что автором зла является именно Бог - кто же сотворил "злых духов" и для чего? Христиане говорят, что "зло" есть отсутствие добра" (под которым подразумевается Бог), но все равно Бог остается автором зла. В то время как у древних евреев декларируется монизм (добро и зло исходит от одного источника, т.е. Бога), то в христианстве наблюдается развитый дуализм.
Pavel писал(а):Atmel писал(а):Почему повелел Моисею сотворить "Нехуштана" - "медного змея" ?
Так в любом случае змей это зло с библейской точки зрения, вне зависимости от того ,был ли он сатаной.Кто его знает, может просто так.Почему бы и нет,чтобы змей послужил добру.Иисус вот говорил даже что это "пророческий образ" его самого.
Какое же это зло в той истории, если медный змей защищал евреев от смертельных укусов?