– Само по себе наличие или отсутствие веры в Бога, насколько я могу судить на основе личного опыта, вряд ли является очень существенным фактором, влияющим на эффективность и качество работы ученого. Существует, правда, статистика, свидетельствующая об отрицательной корреляции между образовательным уровнем (академическим статусом) и вероятностью того, что человек окажется верующим (соответствующие данные приведены, в частности, в книге Р. Докинза «Бог как иллюзия»). Процент верующих выше среди малообразованных людей. Но это, однако, вовсе не означает, что не существует очень хороших ученых, верящих в Бога. Многие хорошие ученые, между прочим, не склонны направо и налево рассказывать о своих религиозных или атеистических убеждениях. Поэтому о многих коллегах, с которыми мне приходилось работать, я даже не могу сказать наверняка, какого мировоззрения они придерживаются.
...
Кроме того, есть области эволюционной биологии, в которых верующему человеку работать было бы крайне трудно, и я сомневаюсь, что среди специалистов в этих областях много верующих. Это некоторые аспекты нейробиологии, эволюционная психология, этология человека, моделирование эволюции альтруизма, кооперации, механизмов межличностных отношений и т.п. Все-таки большинство массовых религий основано на представлениях об «особости» человеческой психики, о «божественной» природе человеческой души и т.п. Я не думаю, что многие верующие ученые станут спокойно изучать научными методами эволюционные (т.е., фактически, животные, инстинктивные) корни «высших» проявлений человеческой психики.
Полностью