Сестра милосердия писал(а): Это не первые религии в истории человечества, даже не первые монотеистические. Невежество по сравнению с чем?
С нашим 21-ым веком? Естественно, что у нас знаний больше. Но в 30-ом веке, возможно, и мы покажемся невеждамина фоне их знаний.
Ну вы же видите, что чем больше знаний, тем меньше остается места религии? Потому что место пралогических форм мышления занимает мышление, основанное на причинно-следственных связях. В 30-м веке места религии тогда не останется совсем, потому что люди научатся полностью управлять событиями.
Религия не на знаниях основывается, а на особой чувствительности человека к потустороннему миру. Сейчас же предвижу Вашу реакцию, мол, никакого потустороннего мира нет. Наши современники (за редким исключением) его не воспринимают, это правда.
Но в религиоведении есть разные мнения, в том числе и такие, что первобытные народы были более чувствительны в этом плане.
Ну если первобытные люди так хорошо чувствовали потусторонний мир, то значит, они были более правы, чем монотеисты, и богов на самом деле множество.
А вот монотеизм гораздо моложе, и появляется лишь с постепенной утратой этой способности чувствовать потусторонний мир.
Почему Вы тогда отказываете первобытным и ранним обществам в праве на истину, когда они знали много богов?
К этой школе в значительной мере примыкал один
из славнейших университетских представителей этой науки - Tiele. «История рели-
гии, - писал он, - не довольствуется описанием отдельных религий (иерография) или
рассказом об их судьбах и изменениях (история религий); наоборот, она ставит себе
целью показать, как великий психологический факт, который мы называем религиеи,
развивался и проявился под различными формами у различных народов и у различных
рас, населяющих землю. Она показывает, как все религии, включая сюда и религии са-
мых цивилизованных народов, родились из одних и тех же первоначальных зачатков».
(Антология отечественного религиоведения. Вып.4. Петербургская религиоведческая школа). стр 18.
Правильно, и эти психологические начатки - наложение в воображении явлений социального мира на воображаемый потусторонний. Не случайно же боги Олимпа, как и боги других религий, были совершенно антропоморфны и имели между собой такие же отношения и сношения, как и люди. Евреи, кстати, тоже не избежали этой колеи - вначале их божок был частью семитского пантеона, имел жену и ходил под главным богом Элом. И лишь по ходу известных исторических событий встала нужда объединения еврейского народа под богом иерусалимского Храма.
Действительно, развитие религиозных представлений у всех народов Земли шло как бы по единому плану, и нет ни одного народа, который не исповедовал бы первобытную магию. Об этом писали два замечательных исследователя Фрезер и Элиаде. Когда читаешь их труды, невозможно отбросить мысль, что эти обряды и заклинания работали. Иначе бы заглохли через пару десятков лет. Люди, действительно, были невежественны, но не дураки, во всяком случае не глупее нас. Сапиенс есть сапиенс - человек разумный - уникальное в масштабе Вселенной существо.
Та же сама "магия" совершается, когда люди во гневе бьют неодушевленный предмет, стремясь подчинить его своей воле, и молятся на рисунки. Даже кошки играют с предметами, словно с живыми мышами. Они наделяют их свойствами живых существ. У нас с животными много общих психологических свойств.
Общий смысл здесь - наделение неживого мира свойствами живого. И тогда явления неживого мира наделяются признаками живого, особенно когда хочется эти явления "уговорить", чтобы направить их в нужное индивиду русло или избежать плохого и разрушительного. И люди пытаются воздействовать на неживое так, как они бы старались воздействовать на живое существо (магия).
Atmel писал(а):Невежество заставляет искать причины явлений в действиях неких потусторонних существ. Лишь грекам пришло в голову разорвать порочную связь и перейти к причинно-следственной, в которой богу места практически не остается.
Это какие же греки? У древних был целый пантеон богов, а современные, в основном, православные христиане. Ученые и философы Эллады не были атеистами в современном значении этого слова.
Андре Боннар, великий исследователь и знаток греческой цивилизации, писал, что греки изобрели научный метод познания мира. Я
выкладывал его книгу и рекомендовал вам ее к прочтению. Это нужно понять - греки первыми стали пытаться объяснить этот мир через причину и следствие. И сколько бы богов у них не продолжало существовать. начало было положено. И мы черпаем наследие этого начинания.