Ханбабаев К.М. на основе изучения средств массовой информации в Дагестане сделал некоторые выводы:
Анализ мировоззренческих установок научной, творческой и исламской интеллигенции Дагестана по отношению к исламу позволяет выделить семь их типов.
1. Небольшая часть интеллигенции относится к первому типу мировоззренческих ориентаций – материалистически-атеистическому.
2. Для второго типа мировоззренческих установок относительно ислама характерно сочетание религиозности и рациональности.
К этому типу относятся представители интеллигенции с религиозным мировоззрением, обладающие, по словам академика Б.Раушенбаха, «геном религиозности». По мнению таких интеллигентов, особенно из среды ученых, рациональное научное знание и религиозное чувство, основанное на внелогическом знании, всегда дополняют друг друга. При этом они образуют известное единство, которое может стать основой целостного мировоззрения, объединяющего в гармонию науку и религию.
3. Третий тип мировоззренческих ориентаций относительно ислама можно определить словами того же академика Б.Раушенбаха как «вежливую форму религиозности в материалистическом мире» .
Интеллигенция с такой ориентацией считает, что они не принадлежат ни к одной конфессии, в том числе и исламу. В то же время, они верят в существование высших космических сил. Они отрицают, что Вселенная развивается по слепым, безразличном ко всему объективным законам материального мира, что возникновение жизни на Земле – это случайность, которая не имеет никакого смысла и цели. Им трудно представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без «источника духовной теплоты», лежащего «вне материи и ее законов». По мнению академика А.Д.Сахарова, «такое чувство можно назвать религиозным» . К сожалению, представители данного мировоззренческого типа не афишируют в открытой печати свои взгляды. О них можно узнавать только в личной беседе с ними. Так как нет опубликованных ими трудов, поэтому мы не можем привести их данные, хотя нам известны несколько десятков представителей дагестанской интеллигенции с таким типом мировоззрения.
4. Для четвертого типа мировоззренческих ориентаций в отношении к исламу характерен прагматический характер.
Ученые и представители творческой интеллигенции с такой ориентацией могут быть неверующими. Но при этом они считают, что религия, в частности, ислам, необходима для обуздания низменных животных страстей человека: агрессивности, вражды, зависти, жадности и т.п. По их мнению, человек биологически предрасположен к идее Бога, поскольку ощущает потребность в сопереживании, в том числе и со стороны высшего авторитета. Материалистическое объяснение мира, по их мнению, является утопической ошибкой. Отсюда они делают вывод о том, что нельзя отказываться от Бога, даже если он не существует. Как известно из истории свободомыслия такие взгляды восходят к позиции французского деиста Вольтера.
5. Пятый тип мировоззренческой ориентации по отношению к исламу характеризуется обоснованием учеными тех или иных положений ислама с позиций современной науки.
Эти ученые не скрывают своих религиозных взглядов, более того, они являются активными пропагандистами мусульманского вероучения в республике и за ее пределами.
6. Своего рода «исламской субкультурой», которая способствует распространению ислама среди дагестанцев, является часть художественной интеллигенции республики. К этой шестой мировоззренческой группе по отношению к исламу относятся поэты, писатели, художники, актеры, представители художественной интеллигенции.
В их работе большую роль играют воображение, фантазия, эстетические и поэтические чувства. Они в большой степени, чем научная интеллигенция, являются верующими или положительно относящимися к исламу. Многие представители творческой интеллигенции Дагестана за последние 15 лет все чаще стали обращаться к религиозным образам. Исламская символика, образы и мотивы пронизывают современную дагестанскую литературу, как светскую, так и религиозную.
7. За последние 15 лет в Дагестане получила широкую известность исламская теологическая мысль, представителей которых можно отнести к седьмому мировоззренческому типу по отношению к исламу.
Представители исламской интеллигенции, доминировавшие в досоветском Дагестане , были выведены из многих сфер жизни в годы советской власти. Возрождение исламской интеллигенции также началось за последние 15 лет.
Характерной чертой данного типа мировоззрения является сочетание глубокой веры с глубокими знаниями по исламу. Представители этого типа мировоззрения умеют аргументировано защищать ценности ислама и профессионально заниматься пропагандой ислама среди населения. Многие представители данного типа занимались самостоятельно или в различных исламских учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом. Многие из них и сейчас занимаются преподавательской деятельностью в исламских учебных заведениях республики, руководят различными исламскими организациями.
ЗЫ. Статья касается только Дагестана, но чуть пошевелив извилинами, можно найти себя...
Мне хотелось бы проголосовать сразу за 2 и 4 пункты, но сервис форума не позволяет такого... Голосую за 2 пункт.