Интернет-портал "Наука и религии мира"

 
  • Библиотека АТЕО-КЛУБА
  • Проблемы эволюции
  • ...
  • ...
  • ...
  • ...
  •  


     
  • Ветхий Завет (on-line)
  • Новый Завет (on-line)
  • Вся Библия - rar-архив
  • НЗ в переводе еп. Кассиана
  • Библия короля Якова (eng)
  • Книга Еноха (rar-архив)
  •  

      SpyLOG  
     

     

     

     

    Благотворительный Фонд Алеша

    Баннер сайта А.Е. Снесарева

    Хостинг HC.RU хостинг

    Полезные программы

     






     

     

    ШАРИАТ - ИСЛАМСКИЙ КОДЕКС ПРАВА И МОРАЛИ



    Д.М.ЕРЕМЕЕВ

    Доктор исторических наук

    Шариат (арабское от глагола "шара'а" - "наставлять на прямой путь") - это свод правил поведения мусульманина на все случаи жизни. Он содержит и юридические, и нравственные нормы, не расчленяя их на мораль и право. Для ислама вообще характерна нерасчлененность многих сфер духовной и практической деятельности человека - слитность религиозной и светской власти, неразделенность законоположений и этики, юриспруденции и праведного образа жизни. Шариат включает в себя и право - фикх, и морально-поведенческие наставления, и предписания культа - регламентацию молитв, поста, религиозных праздников, других обязанностей верующего.

     

    ИСТОКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

     

    Шариат возник не сразу. Сначала, пока был жив Мухаммед, он сам являлся одновременно законодателем и судьей. Многие юридические нормы были введены им, вошли в суры Корана."... Мы ниспослали его (Коран. - Д.Е.), как арабский судебник", - сказано в этой книге от имени Аллаха (сура 13, аят 37). Но Мухаммед не мог, естественно, предусмотреть все правовые казусы, которые случаются в многогранной жизни общества, государства и личности. После его смерти быстро обнаружилось, что коранических предписаний далеко не достаточно для решения всех возникающих юридических вопросов. Тогда, если ответа на какой-либо вопрос не могли найти в Коране, стали прибегать к прецедентам - брать за образец выхода из создавшегося положения поступки и действия пророка в сходных обстоятельствах, его отдельные высказывания в аналогичных случаях. Все эти "основополагающие установки", отраженные в многочисленных преданиях, были записаны в VIII-IX веках.

    Так появились сборники хадисов - рассказов о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях, связанных с различными сторонами жизни и деятельности мусульманской общины. В них вошли и подобные же сообщения о сподвижниках и последователях пророка. Собрание хадисов называете! с у н -н а. Это как бы свод идеальных примеров, образцов для подражания на все случаи жизни. Как заметил голландский исламовед Арент Венсинк, соблюдать сунну - значит подражать Мухаммеду.

    Как известно, в исламе существуют два основных религиозно-идеологических направления - суннизм и шиизм. И одно распространенное заблуждение в отношении шиитов состоит в том, будто они не признают сунны, которую, в отличие от них, признают сунниты. Однако шииты лишь более строги в выборе преданий, входящих в сунну, считают истинными только те из них, которые основаны на авторитете членов семьи Мухаммеда. Сунниты же признают и свидетельства его сподвижников.

    Предания о Мухаммеде - хадисы ("хадис", собственно, и значит "рассказ") - шииты предпочитают называть "ахбар" (сообщения). Но подавляющее большинство этих преданий текстуально совпадают у суннитов и шиитов. Содержание хадиса, или ахбара, делится на две части: сначала идет иснад (опора), то есть как бы ссылка на источник рассказа-сообщения, в которой перечислены лица, передавшие его. Обычно это целая цепочка, начинающаяся с последнего по времени "передатчика" и доведенная до очевидца - современника пророка. Например: "Поведал мне Абдуллах ибн Али со слов Ахмеда ибн Умара, что Амр ибн Наср говорил, что Абу Бакр слышал, как посланник Аллаха Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует) изрек...". Далее идет матн (текст) предания. Так вот для шиитов очень важен иснад, ибо они признаку! только тот матн, который "опирается" на свидетельство близкого родственника Мухаммеда. Шииты создали нечто вроде "родственнической" апологии в исламском праве, выступив с легитимистских позиций, что было связано с защитой исключительных прав Али, двоюродного брата и зятя пророка, на власть в халифате.

    Шариат вобрал в себя и нормы патриархального обычного права арабов - адата, илиурфа. В ранне-мусульманской Аравии судебные разбирательства первоначально происходили на их основе. Мухаммед, как и вожди племен, часто выносил приговоры и решения юридических вопросов, согласуясь с этими установлениями.

    Итак, Коран, сунна, адат - три источника и три составных части шариата.

    Патриархальный пласт отчетливо прослеживается во многих положениях мусульманского права. Например, шариат поощряет кровную месть. О ней сказано в Коране: "Предписано вам возмездие за убитых: свободный - за свободного, и раб - за раба, и женщина - за женщину" (2:173). За совершенное убийство можно и откупиться, заплатив родственникам погибшего "цену крови" (дийа, или акль). Шариат детально разработал меру таких штрафов и за нанесение увечий, ран и прочих травм. Так, за выбитые зубы взимается от 1/40 до 1/20 "цены крови", за отрезанный палец - 1/10, за поврежденный глаз - половина и т. п.Все это удивительно напоминает законоположения "Русской правды", в которой, в частности, говорится: "Кто убьет человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью; а когда не будет мстителей, то с убийцы взыскать деньгами...". За увечья и ранения также налагался штраф - вира. Эти совпадения не случайны: раннеисламская Аравия и Древняя Русь находились примерно на одинаковом уровне общественного развития-патриархально-феодальном.

    Шариатские наказания за преступления сохранили жестокий характер, свойственный средневековью. Например, в Коране говорится: "Вору и воровке отсекайте их руки в воздаяние за то, что они приобрели, как устрашение от Аллаха" (5:42); "Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов. ...И пусть присутствует при их наказании группа верующих" (24:2). За многие преступления шариат предусматривает смертную казнь, в том числе за отступничество от ислама, разбой, преднамеренное убийство. Виды казни пришли из средних веков - отсечение головы, четвертование, побивание камнями, погребение заживо...

    Тюремное заключение в раннеисламское время применялось крайне редко. Возможно, в этом сказались кочевнические традиции: тюрьмы могут быть только в прочно оседлом обществе, в городах. Держать заключенного в палатке или шатре и перевозить его за собой при перекочевках довольно обременительно.

    Многие правовые и моральные каноны шариата восходят к родоплеменным традициям. Так, взаимопомощь между сородичами и соплеменниками, что является непременным правилом в патриархальном обществе, трансформировалась в мусульманский благотворительный налог-закят с богатых в пользу бедных, а сбор дани с зависимого от кочевников населения -в налоги на инаковерующих (джизью и харадж), кочевнические набеги (газв) - в войну против иноверцев (газават и джихад).

    Шариат зафиксировал юридические нормы и раннефеодального мусульманского общества, которое складывалось после арабских завоеваний VII--VIII веков на огромной территории. Сама эта территория была весьма специфической в географическом и этнографическом отношении. Если взглянуть на карту ого Света, то сразу становится очевидным, что ислам получил наибольшee распространение в аридных (засушливых) областях Азии и Африки, где основными видами производительной деятельности человека были кочевое скотоводство и ирригационное земледелие. В этом плане страны распространения ислама сходны с его прародиной. И особенности общественных взаимоотношений здесь, как и в Аравии, во многом определялись спецификой хозяйства скотоводов-кочевников и земледельцев-ирригаторов. Они наглядно отразились в нормах мусульманского права.

    Коренной вопрос любых общественных отношений - вопрос собственности. В сфере сельского хозяйства это прежде всего характер землевладения и землепользования. В представлении же кочевников земля - это пастбище, то есть общая территория рода или племени. Общность пастбищ зафиксирована и шариатом: "Пастбища, источники воды, огонь и соль принадлежат всем". Своеобразно отношение к земле и крестьян, ведущих ирригационное хозяйство. Искусственное орошение в крупных масштабах под силу только многочисленной общине, что порождает коллективное владение землей и водой.

    Оба этих фактора - отношение к земле, с одной стороны, скотоводов-кочевников, а с другой, земледельцев-ирригаторов - привели к тому, что шариат не выработал четкой концепции земельной собственности. В шариате есть положения, которые противоречат одно другому. Например, хадис, гласящий, что "земля и небо принадлежат Аллаху", можно понять как утверждение коллективной собственности на землю. Однако в Коране имеется аят, который дает право на иное толкование: "Ведь земля принадлежит Аллаху: Он дает ее в наследие, кому пожелает из Своих рабов...". (7:125). Это положение узаконивает частную земельную собственность.

    География первоначального распространения ислама весьма показательна и в историко-социологическом аспекте. Она охватывает прежде всего такие регионы (Северная Африка, Средняя Азия, Закавказье), где феодализм только-только начинал развиваться, где еще очень сильны были патриархальные отношения. Таким образом, базис существовавших здесь обществ был сходен с тем, который породил эту религию, а именно - с базисом хиджазского общества VI-VII веков. Поэтому и стал возможен перенос определенной части надстройки - правовой, политической и идеологической, возникшей в рамках ислама, - на новую почву. И здесь шариат вобрал в себя многие нормы местного обычного права: например, в Северной Африке-канун (канон, то есть закон) берберов, на Кавказе - прежние традиционные установления, которые получили обобщающее арабское название "адат".

    В своем конечном развитии шариат стал основой юриспруденции феодального общества мусульманских стран Азии и Африки. Однако феодализм в этих странах имел целый ряд особенностей по сравнению с европейским аналогом. Взять, к примеру, вопрос о земле. Хотя общинная собственность на землю, характерная для кочевников и ирригаторов, препятствовала развитию частно-феодального землевладения, она не смогла остановить наступление феодализма, а лишь придала ему "восточную" специфику. Общинная собственность трансформировалась в государственную, точнее - в государственно-феодальную. Верховным собственником-сувереном всех земель страны был монарх. А положение Корана о том, что Аллах дает землю "в наследие, кому пожелает из Своих рабов", свело на нет формальный принцип общности земли. Сельскохозяйственными угодьями распоряжались по своему усмотрению духовные и светские правители - халифы, султаны, ханы, шахи. В шариате появились запреты на присвоение чужих земель, кодифицировалось наследственное право. В правилах аренды земли были разграничены права и обязанности арендатора и владельца земельного участка. Короче, коллективная собственность на землю оказалась на деле фиктивной.

    Другая специфика Востока в том, что здесь долго сосуществовали раннефеодальные, патриархально-феодальные и даже патриархальные отношения. Последние - родо-племенные у кочевых скотоводов и общинные у земледельцев - порождали тенденцию к сохранению эгалитаристских сторон мусульманского права, как бы "нацеленных" на "гуманизацию" феодализма, смягчение наиболее жестких форм эксплуатации. Это му служили такие постулаты шариата, как равенство мусульман перед Аллахом (мусават), социальная справедливость (адалят), выборность главы религиозной общины (имамат), благотворительный налог (закят), доброхотная милостыня (салака), общая собственность мусульманской общины (вакф), запрет "лихвы" - ростовщических процентов (риба).



    НАПРАВЛЕНИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

     

    Главную особенность исламского мышления - его неразрывность с богословием - демонстрирует анализ шариатского правоведения - фикха, основанного так или иначе на догматах Корана и сунны. Исламская юриспруденция разделяется на несколько толков, или религиозно-юридических школ, отличающихся друг от друга лишь по методам (принципам) интерпретации положений шариата. В суннитском и с л а -м е существуют четыре канонизированных толка, или, по-арабски, мазхаба ("пути следования"): м а л и -китский, ханафитский, шафиитский и ханбалитский.

    Возникли мазхабы примерно в тот же период расцвета державы Аббасидов, что и мусульманская философия (фальсафа), в VIII-IX веках, в блистательную эпоху правления халифов аль-Мансура (754-775), аль-Махди (775-785), Харун ар-Рашида (786- 809) и аль-Мамуна (813-833).

    В гигантском государстве, каким стал халифат, в средневековом арабо-мусульманском обществе, весьма усложнившемся и диверсифицированном социально, экономически, политически, которое пришло на смену сравнительно простым структурам аравийского социума, беспрерывно рождались совершенно новые юридические казусы, для решения которых уже недоставало указаний Корана, сунны и адатов. Кроме того, арабы покорили многие народы, зачастую более развитые, чем они сами, в культурном отношении, к тому же знакомые, в частности, с хорошо разработанными правовыми системами Рима, Византии, Ирана. Поэтому перед мусульманскими законоведами в VIII веке со всей остротой встал вопрос об адаптации юридических основ, изложенных в Коране и сунне, к новым условиям. Так начала развиваться исламская юриспруденция - плод новых реальностей и в какой-то мере влияния новых идей. Последнее отразилось и в том, что в арабскую лексику вошло немало заимствований из латинской юридической терминологии.

    Основные принципы (методы) толкования Корана и сунны, признавая или отвергая которые определились в отношении друг друга мазхабы, это рай - личное мнение авторитетного богослова-правоведа; и д ж -м а - консенсус, согласное мнение крупнейших знатоков шариата; и д -ж т и х а д - право компетентного лица самостоятельно интерпретировать положения шариата, решать религиозные, юридические, политические вопросы на основе Корана и сунны; к ы я с - суждение по аналогии, то есть возможность решать тот или иной вопрос, основываясь на сходном решении похожего вопроса в Коране или сунне.

    Первую попытку кодификации юридических норм, исходя из этих положений, предпринял основатель маликитского толка Малик ибн Анас (умер в 795 году) в своем труде "Аль-Муватта" ("Протоптанная тропа"), Маликиты отдают предпочтение нормам, сформировавшимся еще при жизни Мухаммеда, опираются главным образом на указания Корана и сунны. Из адатов они признают - и то лишь в некоторых случаях - только обычное право Медины. Круг консенсуса (иджма) также ограничен согласным мнением исключительно мединских улемов (правоведов-богословов), причем это мнение согласуется по каждому конкретному вопросу. Вместе с тем маликиты применяют один из методов иджтихада - истислях, то есть возможность решения отдельных вопросов вопреки общим установлениям, если того требует здравый смысл и конкретные интересы мусульман. Иными словами, маликиты придерживаются традиции, но допускают индивидуальное толкование - рай, коль скоро оно не наносит ущерба общественному благу. Последнее, быть может, свидетельствует о влиянии принципа римского права "Corrigere jus propter utili-tatem publicam" - "Исправлять закон ради общественной пользы".

    Наибольшее распространение маликитский мазхаб получил в Магрибе - арабских странах Северной Африки. Ныне его влияние весьма сильно ощущается в наследственном и брачно-семейном праве Марокко, Алжира, Туниса, Ливии. Кроме того, на его основе разработан ливийский уголовный кодекс.

    Наиболее гибкий и "либеральный" мазхаб - ханафитский, или ханифитский, - создал ан-Нуман ибн Сабит Абу Ханифа (699-767). Для этого толка характерны три особенности: преобладающее значение рая, широкое применение кыяса, использование другого метода иджтихада - истихсана, то есть учет при решении того или иного вопроса местных обычаев и общего практического интереса. Применяя этот метод, правовед может заявить: "Хотя аналогия в данном случае предполагает то-то, все же в силу обстоятельств я считаю наилучшим (ахсан) иное решение". Другими словами, истихсан близок принципу рая.

    Ханафитский мазхаб позволяет приспосабливать шариат к меняющимся условиям жизни общества, что способствовало его широкому распространению. Он господствовал в Аббасидском халифате, Османской империи. Ныне сохраняет главенствующее положение в Египте, Сирии, Ираке, Афганистане и Пакистане. Современное законодательство этих стран в той его части, где сохранились положения шариата, основано на установках этого толка. Большинство мусульман Индии, Средней Азии при совершении религиозных обрядов, соблюдении исламских обычаев придерживаются ханафитских рекомендаций.

    Ш а ф и и т ы, названные так по имени основателя еще одного мазхаба -Мухаммеда ибн Идриса аш-Шафии (умер в 820 году), занимают как бы промежуточное место между маликитами и ханафитами. Основы правоведения, согласно их мнению, располагаются по своему значению следующим образом: Коран, сунна, иджма, кыяс. При этом иджма понимается как единодушное мнение всей мусульманской общины, что практически означает консенсус улемов данного места в данное время. Этот мазхаб не считает рай твердой основой, отвергает маликитский истислях и ханафитский истихсан. Он не получил большого распространения, локализовавшись в некоторых общинах Индонезии, Малайзии, Брунея, а также стран Восточной Африки (например, его влияние заметно в современном законодательстве Сомали).

    Ханбалитская школа носит имя своего основателя Ахмада ибн Ханбаля (умер в 855 году), ученика аш-Шафии. Ибн Ханбаль был принципиальным противником каких бы то ни было нововведений в шариате. Всякое новшество (бид'а) он рассматривал как ересь (собственно, арабское "бид'а" имеет значение не только "новация", но и "искажение"). Он строго придерживался таклида - следования традиционным установкам. Отсюда крайний ригоризм и догматизм данного мазхаба. Ханбалиты не признают рая, а иджма у них ограничена кругом сподвижников пророка. Они образовали наиболее консервативное течение в суннизме. Их принципы взяты на вооружение одними из первых фундаменталистов, ваххабитами - "пуританами ислама", используются и "Братьями-мусульманами". Ханбалитская религиозно-правовая система официально действует в Саудовской Аравии, где государственная религия - ваххабизм.

    Среди шиитов наиболее распространен джафаритский толк. Его основатель - шестой имам, Джафар ас-Садик (700-765). Джафариты подразделяются на две религиозно-правовые школы - а х -баритов и усулитов.Первые, если не считать Корана, опираются исключительно на шиитские предания - ахбары. У вторых в религиозно-юридическом арсенале есть и другие "корни" (усуль) шариата - иджма и акль (разум, то есть следование здравому смыслу). Джафариты обоих подразделений отвергают кыяс, но сохраняют за высшими духовными авторитетами - муджтахидами право иджтихада.




     

    (По материалам "Азия и Африка сегодня", 7/91)

     

    Форум

    На главную

     

     
      ©2010 Youri Klimenkovsky | All rights reserved.